Перейти к содержанию
Велофорум Волгограда

Волгоградский (и не только) трамвай


tram

Рекомендуемые сообщения

А, точно. Не Урицкого, завод имени этого бандита был в Ленинграде. Трамваи делал завод в Киеве, имени какого-то другого бандита. А может быть, примкнувшего к ним. Погуглите, напомните мне, у вас хорошо получается.

Не знаю про завод в Киеве, не слышал никогда. Я, кстати, не гуглю. Вы думаете, почему я с таким воодушевлением пишу об этом, и почему у меня ник tram? Потому что у меня это хобби такое было, трамвайное. Интересовался трамваями, системами, городами, марками, особенностями и т.д... Достаточно информации осталось в голове и документах на компьютере.

Кстати, tram, вам должно быть известно про киевский скоростной трамвай. Маршрут №3. Что смешно, по этой трассе одно время ходили вперемежку и старые, имени забыл кого, и новые чешские трамваи Татра. И ведь старые ни фига не отставали!... Когда он разгонялся за 70-80...

Конечно известно. Первый скоростной трамвай в СССР, открыт в середине 70-х. Про старые трамваи не слышал, попозже уже именно погуглю :) Интересно, ведь Татры действительно очень шустрые, хоть и скорость в 80 неправдоподобна... А болтало, возможно, потому, что они заметно легче других, одни из самых легких трамваев, 18 тонн, у других аналогов от 20 и больше.

А как трамваи заезжали на свой мост через Царицу со стороны центра и со стороны Ворошиловского? По склону оврага? С большим уклоном? Значит на фото - трамвайный мост , который был с другой стороны чем сейчас? От него что-нибудь осталось? Фото со стороны Волги? И дома на фото слева - это ... то что сейчас называется Конфил? Видно какое-то строение за автомобильным мостом, как раз на пути современного трамвайного моста.

Заезжали по склону оврага, да, с приличным уклоном. Они заезжали, как я написал, от улицы Советской и выезжали на Циолковского. Говорят, что почти не осталось, только по щебенке можно увидеть, где он раньше был. При обустройстве оврага многое перелопатили, некоторые утверждают, что его даже засыпали, потому что уровень земли значительно повысился. Дома - да, Конфил. Сразу за мостом в овраге - предположительно мельница, аналогичная той, что осталась у Панорамы, при строительстве СТ была разрушена.

Есть ценности, самих себя ценней: обычный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача. Что по сравненью с ним казна царей? ©

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 186
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Несколько больше довелось поучаствовать при изготовлении памятника Паникахе. Гугль поможет узнать, кто это, и где памятник.

Вы правда думаете что тут есть кто то кто не знает кто такой Паникаха и где установлен ему памятник?

Navigāre necesse est, vivere non est necesse.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит, я ошибался. Я пользовался только своей памятью, за подсказками в гугль не нырял. Об чем и докладывал уже. Не все четко помню, малой был.

Вернемся к теме. "Вы истинный волгоградец, если..." старательно гуглите?

Представьте себе, уважаемый 027, я тоже пользовался своей памятью, а в гугль я нырял не за подсказками, а за доказательствами. Просто, видимо, я в детстве чаще чем вы трамваями пользовался, да и всегда любил этот транспорт, поэтому, достаточно хорошо всё запомнил. И трамвайный мост через реку Царицу я тоже помню, хотя совсем смутно, совсем ещё маленький тогда был.

А как трамваи заезжали на свой мост через Царицу со стороны центра и со стороны Ворошиловского? По склону оврага? С большим уклоном?

Точно я не помню, как путь проходил, но уклон был сильный. Когда-то в шестидесятых там была крупная авария. У старого трамвая, кажется, тормоза отказали и он на бок завалился на повороте. Вроде даже жертвы были, хотя тогда об этом не принято было официально объявлять, только слухами пользовались. Наверное после этого случая пути там решили демонтировать, потому что в Ворошиловский район уже троллейбус пустили по новому мосту.

Помню, что трамвайные пути, когда-то проходили совсем рядом со старым зданием Дома Профсоюзов, когда ещё не было новых домов на "Современнике".

tram писал(а):

Интересная фотография, не правда ли, 027:

 

О... еще один гуглезнаток.

А что собственно тут плохого? tram очень интересные подробности приводит, о которых и я не знаю, или не помню. Молодец. Очень интересная тема, для меня например.

Несколько больше довелось поучаствовать при изготовлении памятника Паникахе. Гугль поможет узнать, кто это, и где памятник.

Вы правда думаете что тут есть кто то кто не знает кто такой Паникаха и где установлен ему памятник?

У меня такое чувство, что 027 абсолютно уверен, что кроме него о Волгограде никто ничего толком не знает, а для чтобы что-то узнать, постоянно приходится гуглить. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заезжали по склону оврага, да, с приличным уклоном. Они заезжали, как я написал, от улицы Советской и выезжали на Циолковского. Говорят, что почти не осталось, только по щебенке можно увидеть, где он раньше был. При обустройстве оврага многое перелопатили, некоторые утверждают, что его даже засыпали, потому что уровень земли значительно повысился. Дома - да, Конфил. Сразу за мостом в овраге - предположительно мельница, аналогичная той, что осталась у Панорамы, при строительстве СТ была разрушена.

 

Рельсы сохранились, что ведут от современного кольца СТ на пл.Чекистов до ул.Калинина. Возможно именно те самые по которым трамвай из оврага карабкался.Я их давно приметил. Они там где-то у киосков не далеко от памятника "чекистам" заканчиваются, чуть ли не в киоссок какой-нибудь упираются. Атракцион был видимо бодрящий. Про аварию слышал от родителей, но толком ничего не знаю, надо бы еще распросить. Но это рельсы на той стороне моста, где сейчас ходит СТ. А вот интересно не сохранилось ли что-нибудь на другой стороне - ближе к Волге, где трамвай лазил в овраг еще раньше, как на той фотке с древним трамваем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лео, а вы помните старые добрые дребезжащие трамваи завода имени Урицкого? Что там гугль на эту тему говорит?

Завод Урицкого делал (-ет) троллейбусы. Те, о которых вы говорите, строили на Рижском вагоностроительном. Кстати, на сколько помню, проектировали их, взяв за основу кузов автобуса (!).
Помню эти жутковатые вагончики с маленькими окошечками, после которых чешские трамваи показались чем-то инопланетным. Кстати, когда был в командировке в Уфе в начале 90-х, пришлось вспомнить детство, прокатиться на таком трамвайчике, я уж думал, что эти редваны только в музеях остались, а нет.

post-177-13897014400227_thumb.jpg

Вообще бывая в других городах, всегда обращал внимание, что трамваи у нас новее, да и пути лучше. Во много это было связано с активностью бывшего директора ВТТУ Зозули, очень много сделавшего для развития волгоградского трамвая.

Кстати tram, у нас почти до 70-х годов ходили какие-то старые, вроде бы немецкие трамваи. Вагоны были 2-х осными и ходили они сцепками из 2-х вагонов. Ещё отличительной особенностью было то, что у них скорость реостатом, сделанным в виде большого руля, поэтому со стороны казалось, что вожатая "рулит по рельсам".

Вот на этой фотке хвост такого трамвая. Есть у тебя о них какая нибудь информация?

post-177-13897014408253_thumb.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рельсы сохранились, что ведут от современного кольца СТ на пл.Чекистов до ул.Калинина. Возможно именно те самые по которым трамвай из оврага карабкался.Я их давно приметил. Они там где-то у киосков не далеко от памятника "чекистам" заканчиваются, чуть ли не в киоссок какой-нибудь упираются.

Нет, это рельсы, по которым новые вагоны на пути загоняют, насколько я понимаю. Со старой трамвайной веткой никак не связаны.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это рельсы Детской железной дороги. Являлись ли они раньше трамвайными путями - не знаю.

Navigāre necesse est, vivere non est necesse.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, это он про другие рельсы писал, насколько я понял. На детской железной дороге - узкоколейка, её с трамвайными путями не перепутаешь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну на детскую жд это вообще ни тянет. Она совсем в другой стороне. Кому любопытно - то всегда может это увидеть. Да наверно они используются сейчас, но может это след из прошлого? Хорошо видно как по склону оврага от кольца СТ понимается пара рельсов довольно полого со стороны ул.Калинина. В выходные гляну, точно не помню в какую сторону загиб, может и действительно старые, а может и по-новее. Но то что они обрываются у киосков на ул.Калинина это я точно помню. Может решили оставить старые рельсы для нужд СТ?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А понял есть там такие. Видел как то загнанный на них трамвай тех.помощи .

Navigāre necesse est, vivere non est necesse.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рельсы сохранились, что ведут от современного кольца СТ на пл.Чекистов до ул.Калинина. Возможно именно те самые по которым трамвай из оврага карабкался... А вот интересно не сохранилось ли что-нибудь на другой стороне - ближе к Волге, где трамвай лазил в овраг еще раньше, как на той фотке с древним трамваем?

Эти пути были проложены для СТ. И ведут они не просто так наверх. Дело в том, что при открытии СТ и закрытии линии по ул.Советской получились две независимые системы трамвая. Одна - СТ и 9-й маршрут (ныне 13-й), вторая - остальные маршруты. Связь, однако, между ними необходима. Например, для ремонта трамваев на ремонтном заводе, который находится внизу ул.КИМ, у кольца. Вот эти рельсы как раз выходят к улице Калинина, поднимаются на эстакаду. К этой эстакаде подъезжает трейлер и на него заезжает трамвай. Затем трейлер едет по Калинина вниз, сворачивает на Пугачевскую и возле кольца 3-го маршрута (КИМ) есть такая же эстакада, где трамвай и съезжает. Трейлер, кстати, раньше обязательно стоял возле одной из эстакад.

 

По поводу моста старого через Царицу ничего определенного сказать не могу, но навряд ли от него что-то осталось. Даже те, кто знают его бывшее месторасположение ничего кроме большого количества щебня там не нашли.

Вообще бывая в других городах, всегда обращал внимание, что трамваи у нас новее, да и пути лучше.

Это точно. Так и есть и до сих пор, хотя состоянии медленно ухудшается (многие этого однако не замечают).

Кстати tram, у нас почти до 70-х годов ходили какие-то старые, вроде бы немецкие трамваи. Вагоны были 2-х осными и ходили они сцепками из 2-х вагонов. Ещё отличительной особенностью было то, что у них скорость реостатом, сделанным в виде большого руля, поэтому со стороны казалось, что вожатая "рулит по рельсам".

Вот на этой фотке хвост такого трамвая. Есть у тебя о них какая нибудь информация?

Сейчас могу только сказать, что эти трамваи из ГДР, назывались "Готы" - "Gotha", прожили у нас не долгую жизнь. Почему уже не помню. Дома были их фото. Очень симпатичные и милые :)

Есть ценности, самих себя ценней: обычный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача. Что по сравненью с ним казна царей? ©

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне интересно где проходила трамвайная линия на склонах оврага, с той стороны автомобильного моста. Ведь сейчас вроде на первый взгляд даже зацепиться не за что - где там мог трамвай проходить. Наверняка было что-то вроде насыпи и шла она наверно полого, но неужели так хорошо все прибрали, что теперь без старых фотографий нифига не сообразить. Про старый трамвайный мост понятно, его линию можно проследить хотя бы по остаткам старого щебня, а вот где были рельсы на склонах? Вообще конечно интересно бы глянуть на фото трамвая на склоне оврага реки Царица. Занятное должно быть фото. :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уточнил у родителей. Оказывается часть детской железной дороги, та которая от моста в сторону Волги - есть часть старой трамвайной линии. Трамвай спускался с Пугачевской по Калинина к Волге и там же, где проходит сейчас детская железная дорога, поворачивал от Волги налево к Старому Астраханскому мосту, где и автомобили тоже ездили. А там где он поднимался с моста в центр - увы уже все глубоко закопано. Тот "берег" оврага со стороны Центрального района был гораздо дальше чем сейчас. Поднимался трамвай с моста на ул.Советская прямо. И там сейчас парк и предмостная площадь. А в той аварии трамвая на повороте с Калинина в овраг вроде никто не погиб. Трамвай всего лишь лег на бок.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Облик города вообще сильно поменялся не то что какой-нибудь не тронутый войной Саратов. А жулики сидят там же где и сто лет назад, видимо места ими хорошо насижены. :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Покопался в картах и фото и вот что выяснил, точнее с большой долей вероятности могу сказать про историю:

 

До середины 50-х (до начала строительства моста через Царицу), линия трамвая выходила не на Пугачевскую, а на Рабоче-Крестьянскую. Как начали строить мост - направили ниже к Волге и вывели к ныне существующей линии. В 60-х, после той аварии, о которой вы говорили, принято решение закрыть мост (тем более что для автомобилей открылся широченный по тем временам новый) и направить движение по новой ветке от Буханцева до Голубинской.

 

По старому мосту. Кусочек из карты генштаба датированной 60-м годом:

M-38-114-2.JPG

Мне, например, очень интересно что за дорога (отмечена оранжевым) идёт от площади Чекистов и выходит к кинотеатру (точнее уже бывшему кинотеатру) "Победа". Неужели такая была? Хотя, спуск от площади действительно есть, вот на другой стороне - не знаю. Ещё скажу интересный факт. Улица Коммунистическая в первое время была полностью автомобильной. Потом ту часть, где сейчас парковая зона от к-тра "Победа" до пожарной каланчи (кафе "Сакура") перекрыли и сделали пешеходной. Вполне возможно, что опять же при открытии нового моста эту ("оранжевую") дорогу через овраг закрыли, а вместе с ней и часть дороги по Коммунистической. Вот старое фото (предполагаю, 50-х годов) сделанное у к-тра "Победа". Хорошо виден дом с башенкой, а вот дома, что поближе ещё нет:

50 Коммунистическая - Победа.jpg

 

Про старый "трамвайный мост", который ближе к Волге. На карте генштаба видно, что со стороны Советской один спуск, а со стороны Ворошиловского района два - на Циолковского и Рабоче-Крестьянскую. Вот и фото ещё одно:

50 Астраханский мост.jpg

Из всего этого можно предположить, что часть бывшего спуска от Рабоче-Крестьянской сохранилась. Сейчас существует спуск как раз от перекрёстка с улицей Калинина к Детской ж.д. Возможно, он сделан (линию ДЖД в нынешнем виде открыли в конце 70-х) по старому спуску. Вот от Советской действительно, ничего не сохранилось...

Есть ценности, самих себя ценней: обычный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача. Что по сравненью с ним казна царей? ©

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чисто "трамвайного" моста никогда не было. Это был обычный по тем временам мост, с трамваем пущенным посередине. Дорога через овраг Царицынский была. Стало быть там могут быть останки еще одного моста через Царицу быть. Да и мостов подобных старому астраханскому было по городу много. Позже их разобрали и засыпали или просто засыпали. Фото отличное, только вот никак не пойму на какую сторону направлен объектив. Вроде на Ворошиловский район?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С конечными на Советской тоже путаница вышла. Извиняюсь, Leo, если ввел в заблуждение. Было всё так. В конце 60-х оба кольца перенесли с улицы Наумова на 7-ю Гвардейскую в связи с началом строительства Панорамы, при этом линию, выходящую на пр.Ленина оставили. Через десять лет, в конце 70-х с началом строительства грандиозной стройки на площади Ленина, линию перенесли с проспекта на Чуйкова, которая просуществовала ещё 10 лет, а потом закрыта и демонтирована по причине пуска СТ и острого слуха чиновников с улицы Советской.

70 Наумова.jpg 70 Пл.Ленина.jpg

А вот и "Готы", о которых говорил Leo. У меня они приятно ассоциируются со старыми довоенными трамваями. Хотя, это конечно не так. Были они маленькими, но уютными. "Руля" на них не было. Ускорение / торможение у них было уже современное, педальное. Вот на рижских - да, была старая схема с контроллером, приводимого в ручную, поэтому и казалось что он "рулит", как автобусом :) Leo, "Готы", кстати, вполне можно было спутать с настоящими довоенными трамваями, такими же маленькими и двухосными, они были с "рулем", ходили до середины 60-х годов.

61 Гота Т262 Сов - 1.jpg

Есть ценности, самих себя ценней: обычный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача. Что по сравненью с ним казна царей? ©

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чисто "трамвайного" моста никогда не было. Это был обычный по тем временам мост, с трамваем пущенным посередине... Фото отличное, только вот никак не пойму на какую сторону направлен объектив. Вроде на Ворошиловский район?

Да, мост оказывается был трамвайно-автомобильный. Вид на фото со стороны Советской, на Ворошиловский район.

Есть ценности, самих себя ценней: обычный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача. Что по сравненью с ним казна царей? ©

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так что со стороны Ворошиловского в разное время было два трамвайных спуска что ли? Сначало через пл Чекистов, а позже через Калинина - спуск к Волге и резкий поворот на 180 градусов? Каким годом датировано чб фото из царицынского оврага?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается так. Во всяком случае на фото не видно спуска именно в сторону Пугачевской. Пути уходят в сторону площади Чекистов. Год 1961.

Жаль, что точной информации о переводе линии с Рабоче-Крастьянской я не имею. Как я говорил, раньше именно по ней шли пути от Царицы до улицы Баррикадной. В каком году их перенесли на Циолковского, даже примерно не знаю.

Есть ценности, самих себя ценней: обычный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача. Что по сравненью с ним казна царей? ©

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит возможно спуск от Калинина к кольцу СТ может быть тем самым первым трамвайным спуском в царицынский овраг или где-то рядом. Наверно этот связано со строительством нового Моста через Царицу. Думаю в связи со строительством движение пришлось изменить! Информацию найти просто - надо пошурудить старожилов. А может в ВТТУ есть свой музей? Должен быть. Уж там то все должно быть про наши трамваи. Кстати по ул Пугачевской в свое время проходила первая жд дорога в Царицыне и где-то на ней же был первый ЖД вокзал!Так что улица очень знаменательная. Хотя сейчас просто забытая.

На фото с Готами (название как у немецкого бомбардировщика времен первой мировой :потрясен: ) дома знакомые, только вот никак не соображу где это? Неужто в районе Аллеи героев или ошибаюсь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот и "Готы", о которых говорил Leo. У меня они приятно ассоциируются со старыми довоенными трамваями. Хотя, это конечно не так. Были они маленькими, но уютными. "Руля" на них не было. Ускорение / торможение у них было уже современное, педальное. Вот на рижских - да, была старая схема с контроллером, приводимого в ручную, поэтому и казалось что он "рулит", как автобусом Leo, "Готы", кстати, вполне можно было спутать с настоящими довоенными трамваями, такими же маленькими и двухосными, они были с "рулем", ходили до середины 60-х годов.

Да, точно, точно, были какие-то старые двухосные трамваи с "рулем", я их тоже ещё немного помню, а потом стали появляться похожие на них, но современные. Симпатичные такие вагончики, уютные, любил на них кататься. tram, спасибо за фото! "Готы" значит.

дома знакомые, только вот никак не соображу где это? Неужто в районе Аллеи героев или ошибаюсь?

Да, это остановка "Центральный рынок", только здание рынка (старое) видимо, ещё только строится. Но это ещё до меня было, во всяком случае, строительства его не помню. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У "Метроэлектротранса" есть своя газета,так вот в одном из её номеров описывалась история трамвайного движения в центральном и ворошиловском районах.Сам читал эту газету т.к. работал на то время в троллейбусном депо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...